психология статьи по психологии
На главную страницу
Библиотека
Услуги
Заказать
Предложение о сотрудничестве
Свяжитесь с нами
Карта сайта

Наивный реализм в повседневной жизни и его роль в изучении социальных конфликтов и непонимания

Психология. статья

Л. РОСС, Э. УОРД

СУБЪЕКТИВНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И НАИВНЫЙ РЕАЛИЗМ

Одним из наиболее значительных достижений социальной психологии является выдвижение на первый план значения субъективной интерпретации (construal)1. Задолго до того, как интеллектуальные круги начали ломать голову над значением герменевтики и деконструкционизма, С. Эш в своем классическом труде [2] напомнил нам о необходимости обращать внимание на субъективное понимание событий индивидом: очевидные различия в суждениях о тех или иных социальных явлениях могут, в действительности, быть следствием того, как эти явления воспринимаются и истолковываются разными субъектами. По сути дела, еще раньше в чуть менее известном труде Д. Креч и Р. Кратчфилд уже бросили вызов господствовавшим в то время объективистским традициям, утверждая: "Не бывает беспристрастных фактов. Данные не имеют своей собственной логики, которая приводит к одинаковому восприятию и пониманию у всех людей. Данные воспринимаются и интерпретируются индивидом с точки зрения его нужд, в контексте его собственных коннотаций, личностных особенностей и ранее сформированных когнитивных моделей" [10; 94]).

Действительно, различия в субъективной интерпретации или истолковании имеют значение, поскольку оказывают глубокое влияние на повседневную социальную жизнь. При этом социальные наблюдатели, делая заключения и прогнозы, касающиеся других людей, недооценивают это влияние.

По нашему мнению, понимание социальных событий обычным человеком опирается на три взаимосвязанных убеждения, касающиеся отношения между собственным субъективным опытом человека и природой породивших этот опыт явлений. В дидактических целях удобнее выразить эти убеждения, или принципы от первого лица:

1. Я вижу объекты и события такими, каковы они в действительности; мои социальные аттитюды, убеждения, предпочтения, приоритеты и пр. проистекают из относительно беспристрастного, непредвзятого и в значительной мере "непосредственного" понимания имеющихся данных или информации.

2. У других рациональных наблюдателей возникнут в основном те же, что и у меня, реакции, действия и мнения при условиях, что им была доступна та же информация, на основе которой возникли мои взгляды, и что они переработали эту информацию достаточно вдумчиво и непредубежденно.

3. Неприятие неким индивидом или некой группой моей точки зрения может быть вызвано тремя причинами: а) индивиду или группе были предоставлены иные сведения (в этом случае при условии, что другая сторона разумна и непредубеждена, обмен информацией или ее объединение должны привести нас к согласию), б) индивид или группа, возможно, ленивы, нерациональны или по каким-то другим причинам не способны или не склонны логически прийти к разумным заключениям на основе объективных данных, в) индивид или группа могут быть тенденциозны в интерпретации фактов или в переходе от фактов к выводам в силу влияния идеологии, эгоистических устремлений или какого-либо другого искажающего личностного фактора.

Эти принципы являются основой наивного реализма - способа интерпретации людьми событий повседневной жизни. В первом принципе по сути содержится утверждение о том, что я вижу мир таким, каков он есть, а значит, мои убеждения, предпочтения и следующие за ними действия зависят в значительной мере от непосредственного восприятия релевантных стимулов и фактов. Во втором принципе сформулировано положение о том, что другие рациональные и разумные люди (при условиях, что им были предоставлены те же самые стимулы и информация, что и мне, а также что они обработали эту информацию достаточно вдумчиво и объективно) получат тот же субъективный опыт, продемонстрируют те же реакции. Одним из эмпирических доказательств правильности этих принципов является эффект ложного единодушия, который выражается в склонности людей, осуществляющих тот или иной выбор, считать свой выбор более широко распространенным и более "нормативным" (т.е. не зависящим от личностным качеств и особенностей), чем это считают люди, сделавшие противоположный выбор [17].

Третий принцип наивного реализма, который, в сущности, выводится из двух предыдущих, касается интерпретации наивным реалистом различий в реакциях и разногласий по различным проблемам. Убеждение наивного реалиста, что он воспринимает объекты и явления "естественным образом" - видит их такими, какими они являются в действительности, - приводит его к выводу, что мнения и реакции других субъектов, отличные от его собственного, должны быть основаны на чем-то ином, не связанном с "естественной", непосредственной регистрацией объективной реальности.

Первоначальная интерпретация наивным реалистом различий в суждениях будет, вероятно, довольно щадящей: просто другая сторона еще не увидела объекты такими, какими они являются в действительности, ей еще не были предоставлены "настоящие" факты и соображения. Однако эта уверенность, по всей видимости, окажется недолговечной, особенно на социальной и политической арене.

Другая, менее щадящая интерпретация разногласий и расхождений с нашими взглядами включает оценки способностей наших оппонентов и приложенных ими усилий. Те, кто не в состоянии постигнуть нашу "правду", т.е. взгляды, вытекающие из очевидных фактов и логики, могут быть или слишком ленивыми, или обладать ограниченными умственными способностями и недостаточным здравым смыслом для того, чтобы прийти к правильным заключениям. Эта интерпретация успокаивает, и мы можем ее придерживаться, пока диалог касается ограниченного круга проблем, а ставки кажутся низкими.

Однако более распространена третья интерпретация разногласий, особенно тогда, когда наши противники настойчивы, упорны, энергичны и красноречивы, а обсуждаемая тема имеет важные последствия и для них, и для нас.

В таких случаях мы склонны делать вывод, что люди, придерживающиеся иного мнения, тенденциозны в силу приверженности определенной идеологии, своего эгоизма или присущих им специфических ценностей, личных качеств или черт темперамента, и что эта предвзятость искажает или их интерпретацию относящейся к делу информации, или их (в обычных условиях нормальную) способность следовать от исходных данных к выводам.

1 Близкими по смыслу термину «construal» в русском языке являются термины «интерпретация» и «конструирование» (реальности). Л. Росс в ответ на наш вопрос сообщил, что он использует термин «construal», чтобы описать нечто среднее между «интерпретацией» и «конструи-рованием» — процесс, отводящий наблюдателю более активную и решающую роль, чем при интерпретации, но в то же время не столь значительную, как при конструировании. «Стимул существует вне наблюдателя, и его свойства ограничивают степени свободы последнего, — разъясняет Л. Росс свою позицию. — Но в то же время наблюдатель придает стимулу значение, а не просто декодирует это значение». В итоге Л. Росс склоняется к переводу «construal» словом «интерпретация», подчеркивая, что речь идет об активной интерпретации, и что это не случайное угадывание, а итог целого ряда когнитивных и мотивационных влияний. Подробнее о процессе интерпретации см. в книге: Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии: Пер. с англ. В.В. Румынского / Под ред. Е.Н. Емельянова, В.С. Магуна. М.: Аспект-Пресс, 1999. Русско-английские соответствия ряда других терминов, используемых в данной статье см. в: Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию: Пер. с англ. М.А. Ковальчука / Под ред. В.С. Магуна. М., 1998. — Прим. В.С. Магуна и О.А. Гулевич.

---------------------------------------------------------------------

Вы можете скачать список книг, учебников, диссертаций, дипломов, курсовых работ и других материалов имеющихся в библиотеке в RAR архиве (WinRAR версии 3.0 и выше) или в ZIP архиве. Если у Вас есть вопросы, предложения, пожелания, обращайтесь на наш адрес электронной почты.
По возможным техническим проблемам обращайтесь в службу техподдержки.

назад заказать наверх

Copyright Психология, статьи по психологии Edubib.ru ©

Rambler's Top100 Rambler's Top100       Готовые