психология статьи по психологии
На главную страницу
Библиотека
Услуги
Заказать
Предложение о сотрудничестве
Свяжитесь с нами
Карта сайта

Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности

Психология. статья

Н.В. БАРИЛЕНКО

Личностно ориентированный подход к изучению детских взаимоотношений получает все большее признание в психолого-педагогических исследованиях. Все более активно изучаются процессы самопознания, самоотношения, самовоспитания, самореализации, самовыражения, играющие значительную роль в построении детских взаимоотношений.

Самовыражение связано с внешними формами поведения, адресованными другим людям, и может быть исследовано в составе модели, репрезентирующей элементарную структуру продуктивной деятельности. Элементами последней являются образцы, действия, средства их осуществления, результаты.

Вместе с тем мы исходим из представлений о том, что взаимоотношения, конструктивным элементом которых является самовыражение, всегда предполагают Другого. Это приводит к необходимости рассматривать более сложную модель, включающую обмен индивидуальными деятельностями и отношениями в системе отношений Я - Другой. Что происходит в ней при взаимодействии, как формируются особые формы поведения, направленные на Других, каковы особенности их формирования - на эти вопросы мы и попытались ответить в данной работе.

Специфика нашего подхода заключается в проектировании такой модели личностного развития, которая с необходимостью включала бы связь между Я и Другим. В этом вопросе мы полностью солидаризируемся с принципом, выдвинутым Ж. Пиаже [9]: изолированный индивид не может осознавать себя самого, поскольку сознание Себя включает постоянное сопоставление с Другим.

Здесь можно возразить, вспомнив писателя, пишущего "в стол" или одинокого художника, рисующего "лишь для себя". Казалось бы, их творчество представляет собой яркие примеры самовыражения, причем же здесь Другой? Мы полагаем, сомнения исчезнут, как только мы обратимся к внутренней структуре сознания и поймем, что художник и писатель, внешне находясь в одиночестве, общаются с внутренне представленными Другими и воплощают это отношение в своих произведениях.

Чтобы понять, как формируются способы выражения своего внутреннего мира у дошкольника в процессе осуществления той или иной деятельности, необходимо обратиться к самому внутреннему миру и рассмотреть его происхождение и развитие.

Формирование внутреннего плана у ребенка (символического мышления, воображения, замысла) начинается с рефлексии ребенком имитирующих движений [1], [3], [4], [10].

В результате ребенком осознается отношение между обозначаемым и обозначающим, первоначально опосредуемое имитатором, взрослым. Это отношение уже по своему происхождению включает опыт Другого, ведь имитация как раз и означает, что в опыт имитирующего включается опыт того, кому подражают. Вместе с тем появляется такой элемент внутреннего опыта, который перестраивает отношение к предметному миру. "Появившись, имитирующие движения начинают господствовать над предметами-игрушками. Предмет теперь получает то значение, которое определяется символическим действием" [5; 68]. Формирование символического мышления Н.С. Пантина связывает с самостоятельным использованием ребенком символических действий как особых средств, позволяющих устанавливать отношение к собственным замыслам и к самому себе как активному деятелю.

В становлении человеческой субъективности (родового специфического способа существования), которая заключается в способности "превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования" [8; 18], В.И. Слободчиков видит суть развития человека.

В ходе развития возникает отношение к самому себе, самость, субъективность с ее имманентной способностью "быть для себя", что и позволяет однажды человеческому индивиду стать действительным субъектом собственной жизни.

Развитие человеческой субъективности происходит в событийности, в которой внутренняя и внешняя соорганизованности являются источником формирования способности преобразовывать собственную жизнедеятельность. Таким образом, решающее значение для развития субъективности имеет формирование новых способов самоопределения человека в мире и в самом себе.

Ж. Пиаже особую роль в интеллектуальном и моральном развитии ребенка отводит общению со сверстниками. Именно в таком общении формируется мораль автономного сознания, которое изнутри порождает понятия идеальных норм, управляющих всеми нормами, и отличается от навязанных извне правил, являющихся результатом отношений принуждения. Мораль автономного сознания считает Ж. Пиаже не стремится подчинить личность общим правилам, она ограничивается тем, что обязывает индивидов "разместиться" по отношению друг к другу так, чтобы законы перспективы, вытекающие из этой связанности, не подавляли отдельных точек зрения.

Таким образом, развитие субъективности отдельного человека происходит только в общности с другими людьми. Но одной только общности недостаточно, необходимо, чтобы она способствовала формированию внутренней автономной позиции человека. Именно такая позиция дает возможность человеку создавать что-то свое, неповторимое, уникальное.

Рассматривая тенденции движения деятельности В.А. Петровский очерчивает круг явлений неадаптивной активности, суть которых проявляется в стремлении выйти за границы существующих адаптивных целей деятельности, таких, как равновесие, наслаждение и успех. В ходе осуществления деятельности у человека складываются избыточные, надситуативные возможности, побуждающие его к их освоению и обеспечивающие ему движение деятельности. Эти возможности, побуждая новую деятельность, формируют новый виток деятельности и знаменуют своеобразный вид активности, который автор называет устремлениями. Суть их в постоянном движении от желаемого через возможное к осуществлению нового цикла деятельности и дальнейшему росту активности. "На этом пути человек выходит за пределы своей индивидуальной ограниченности, обнаруживая потребность "быть личностью". Эта потребность интерпретируется как модификация более общего стремления индивида быть отраженным в жизни других людей, обретать в них свою идеальную представленность и продолженность. Потребность "быть личностью" рождается в процессе оценки индивидом своих возможностей быть субъектом значимых преобразований жизнедеятельности других людей, стать "значимым другим" для "значимого другого"" [6; 41].

Поэтому, полагая самовыражение как предъявление и существование одного субъекта для другого, мы связываем его прежде всего с внутренней позицией, определяющей отношения Я - Другой и способами презентации Себя Другим. Самовыражение осуществляется там, где в системе Я - Другой оба полюса выступают как автономные, активные и значимые друг для друга. Можно сказать, что автономия является условием возникновения самовыражения. Взаимодействие же включает еще и принятие активности Другого (социальную перцепцию) и собственную активность с учетом интересов Другого (социально валентную активность). Мы полагаем, что при взаимодействии возникает согласование ожиданий и действий одного партнера с ожиданиями и действиями другого.

В модель конструктивного взаимодействия мы включили две сферы:

1) сферу личностных смыслов, отношений и ценностей

2) сферу самореализации в деятельности.

Сфера самореализации включает в себя индивидуальную и взаимосогласованную деятельность обоих субъектов.

Деятельность, осуществляемая в тех или иных конкретных ситуациях, содержит в себе замыслы, представления о способах ее осуществления, элементы надситуативной активности, а также оценку себя в качестве деятеля. Адекватная самооценка предполагает знание своих как положительных, так и отрицательных сторон. Существенное значение имеют отношение к партнеру и оценка его как участника совместной деятельности. Адекватное представление о взаимодействии, включающее как сильные, так и слабые стороны обоих субъектов взаимодействия, обеспечивает выработку соответствующих способов регуляции совместной деятельности.

---------------------------------------------------------------------

Вы можете скачать список книг, учебников, диссертаций, дипломов, курсовых работ и других материалов имеющихся в библиотеке в RAR архиве (WinRAR версии 3.0 и выше) или в ZIP архиве. Если у Вас есть вопросы, предложения, пожелания, обращайтесь на наш адрес электронной почты.
По возможным техническим проблемам обращайтесь в службу техподдержки.

назад заказать наверх

Copyright Психология, статьи по психологии Edubib.ru ©

Rambler's Top100 Rambler's Top100       Готовые