психология статьи по психологии
На главную страницу
Библиотека
Услуги
Заказать
Предложение о сотрудничестве
Свяжитесь с нами
Карта сайта

Эмоциональное общение матери и дочери как фактор формирования аддиктивного поведения в подростковом возрасте

Психология. статья

Н.С. КУРЕК

Наиболее важной частью внутри cемейных взаимоотношений является эмоциональное общение — обмен эмоциями, включающий три основных компонента: когнитивный — восприятие эмоций и чувств партнерами по интеракции; субъективный — переживание межличностных отношений; экспрессивный — вербальное и невербальное выражение эмоций по отношению к партнеру.

Как влияет на формирование зависимости от психоактивных веществ у подростков их общение с родителями? Здоровая семья является одним из важнейших факторов социализации. Родители, выполняя функции воспитания, обучения, контроля, поддержки, препятствуют тем самым употреблению несовершеннолетними табака, алкоголя, наркотиков. Однако существуют и два типа семьи, способствующие возникновению аддиктивного поведения. Первый — семья с грубыми нарушениями общения родителей и детей, второй — семья, в которой один из родителей подростка алкоголик или наркоман.

Психодинамические теории считают нарушения межличностных отношений родителей и детей одной из основных причин формирования алкоголизма и наркомании, что и проявляется в семьях первого типа. Создатель трансактного анализа Э. Берн полагает, что существует игра «алкоголик», сценарий которой формируется в раннем детстве с помощью поощрения-толчка со стороны родителей в форме высказываний: «Он у нас дурачок, ха-ха», «Она у нас грязнуля, ха-ха» и т.д. [1; 228]. И в зрелом возрасте ребенок, выросший в такой семье, следует сценарному предписанию родителей «убей себя», заложенному ими еще в детские годы, используя для этой цели алкоголь и наркотики.

Согласно точке зрения австрийского психоаналитика В. Буриана, решающим фактором формирования зависимости в подростковом возрасте является алекситимия — трудности с вербализацией чувств [13]. Он считает, что этот дефект возникает в раннем детстве в общении с матерью. В этот период соматическое выражение аффекта — единственная форма коммуникации матери и ребенка. Большинство матерей воспринимают его как требование поддержки. При этом они способствуют формированию у ребенка навыков самонаблюдения и вербального отчета о своих эмоциях. В результате аффект у детей вербализуется и дифференцируется. Ребенок становится более терпеливым к своим переживаниям. Если же интеракция ребенка и матери нарушена, то аффект вербализуется неадекватно, остается недифференцированным и воспринимается как угрожающий, усиливает опасность инфантильных мечтаний. Особую опасность подобный аффект представляет в подростковом возрасте, когда инфантильная связь с родителями должна прекратиться и заместиться зрелыми связями с другими людьми. Разрыв близости с родителями вызывает у подростка-, как правило, депрессивные переживания, а невербализованность и недифференцированность делает эту депрессию труднопереносимой; он может начать бороться с ней с помощью алкоголя и наркотиков. В. Буриан подчеркивает, что психоактивные вещества, заменив подростку мать как объект привязанности, носят, как и мать, амбивалентный характер: с одной стороны, оказывают поддержку, с другой — представляют опасность. Таким образом, в теории В. Буриана нарушения процесса восприятия-выражения эмоций в общении матери с детьми, невербализованность аффекта являются решающим фактором формирования зависимости, приобщения к потреблению психоактивных веществ.

Американский психоаналитик Л. Вюрсмер в отличие от Э. Берна и В. Буриана полагает, что патологию семейного общения, влияющую на формирование зависимости, нельзя свести к какому-нибудь одному фактору, и выделяет четыре основных нарушения эмоционального общения, способствующих возникновению наркологических заболеваний, и соответственно четыре разновидности семьи, где имеют место нарушения общения детей и родителей. К первой относятся семьи «с травматизацией детей». Люди, испытавшие насилие в детском возрасте, могут затем идентифицировать себя либо с агрессором, либо с жертвой. Но в том и другом случае чувства боли, стыда, ужаса, беспомощности после насилия, особенно со стороны родителей могут стать причинами злоупотребления алкоголем и наркотиками в подростковом и взрослом возрасте. Вторая разновидность семьи — «навязчивая». В ней родители навязывают себя ребенку, они навязчиво контролируют его поведение, что вызывает у него стыд и злобу. У родителей в такой семье часто встречаются грандиозные, нереалистичные ожидания применительно к детям. В таких условиях могут возникнуть маска фальшивой идентичности, лицемерные роли, которые дети используют для защиты. Фальшивые идентификации, несоответствие своему истинному Я, могут компенсаторно привести к употреблению алкоголя и наркотиков. Третья разновидность семьи — «лживая». В результате постоянной лжи, культивируемой в ней, доминирующей эмоцией у ребенка становится стыд, происходит деперсонализация, утрачивается чувство реальности. Нарастающие отчуждение, фальшивость отношений в семье могут стать одним из факторов приобщения и потребления психоактивных веществ. Четвертая разновидность семьи — «непоследовательная, ненадежная». В ней то, что сегодня одобряется, завтра порицается, что хвалит отец, то ругает мать. В результате нарушается стабильность сверх-Я. Это может стать одной из причин нарушения социализации ребенка и злоупотребления психоактивными веществами [16].

В отечественной литературе также указывается на нарушения межличностных отношений родителей и детей: конфликты, гипо- и гиперопеку как факторы формирования наркологических заболеваний в подростковом возрасте [8].

---------------------------------------------------------------------

Вы можете скачать список книг, учебников, диссертаций, дипломов, курсовых работ и других материалов имеющихся в библиотеке в RAR архиве (WinRAR версии 3.0 и выше) или в ZIP архиве. Если у Вас есть вопросы, предложения, пожелания, обращайтесь на наш адрес электронной почты.
По возможным техническим проблемам обращайтесь в службу техподдержки.

назад заказать наверх

Copyright Психология, статьи по психологии Edubib.ru ©

Rambler's Top100 Rambler's Top100       Готовые