психология статьи по психологии
На главную страницу
Библиотека
Услуги
Заказать
Предложение о сотрудничестве
Свяжитесь с нами
Карта сайта

СВОЕОБРАЗИЕ СТРУКТУР ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СПЛОЧЕННОСТИ УЧЕБНЫХ ГРУПП

Психология. статья

В.В. БЕЛОУС, И.Н. ДРОКИНА

В настоящее время можно констатировать наличие трех сложившихся подходов к исследованию структур интегральной индивидуальности. Первый охватывает круг проблем, связанных с раскрытием своеобразия структур интегральной индивидуальности в зависимости от объективных детерминант человеческого поведения. На сегодняшний день обстоятельно изучена структура интегральной индивидуальности у подростков из благополучной и неблагополучной сред обитания [12]; у старшеклассников в индивидуальной деятельности [15] и у старшеклассников городского и сельского социумов [5]; у студентов в разнопрофильной учебной деятельности [14] и у студентов различных этнических групп [16].

Второй подход касается выяснения роли "внутренних", или субъективных, условий в становлении структур интегральной индивидуальности [5], [14]. Наиболее показательным в этом отношении может служить исследование Т.В.Копань, изучившей влияние мотиваций достижения успеха на особенности взаимосвязи разноуровневых свойств интегральной индивидуальности.

Наконец, в упомянутых выше работах структура интегральной индивидуальности изучалась и с позиции соотношения объективного и субъективного [5], [14] (третий подход).

В предлагаемой работе делается акцент на первый подход и в зависимости от сплоченности учебных групп дается характеристика структур интегральной индивидуальности у юношей и девушек 14—15 лет.

ЭТАПЫ И МЕТОДИКИ ПСЛЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось в 1994— 1995 гг. в Минеральных Водах Ставропольского края в средней школе-гимназии № 103.
В эксперименте приняли участие 55 человек. Из них 28 человек — учащиеся IX "А" класса и 27 человек — учащиеся IX "Б" класса. Выборка испытуемых состояла из 32 девушек и 23 юношей. Возраст испытуемых 14— 15 лет.
Экспериментальная работа проводилась в два этапа. На первом этапе в обеих группах диагностировался уровень групповой сплоченности. На втором этапе исследовались разноуровневые свойства интегральной индивидуальности: нейродинамический (уровень организма), психо-динамический (темперамент, или уровень первичных свойств индивида), личностный уровень и уровень метаиндивидуальности.
Статистическая обработка полученных данных осуществлялась на основе корреляционного и факторного анализов с использованием IBM PC-486 при помощи универсального статистического пакета "STADIA-5.0" [10].

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ

Для диагностики групповой сплоченности применялась методика "Исследование ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ)", разработанная и внедренная в систему образования под руководством А.В.Петровского [17], [26]. Использовался несколько модифицированный ее вариант, суть которого заключается в следующем. Испытуемому предлагается набор характеристик индивидуальности, которые он ранжирует по степени личной желательности. Подсчитывается количество испытуемых, отдавших групповое предпочтение первым трем качествам человека, и количество испытуемых, отвергнувших и поставивших на три последних места те или иные характеристики.

Коэффициент групповой сплоченности вычисляется по формуле ...

---------------------------------------------------------------------

Вы можете скачать список книг, учебников, диссертаций, дипломов, курсовых работ и других материалов имеющихся в библиотеке в RAR архиве (WinRAR версии 3.0 и выше) или в ZIP архиве. Если у Вас есть вопросы, предложения, пожелания, обращайтесь на наш адрес электронной почты.
По возможным техническим проблемам обращайтесь в службу техподдержки.

назад заказать наверх

Copyright Психология, статьи по психологии Edubib.ru ©

Rambler's Top100 Rambler's Top100       Готовые