психология статьи по психологии
На главную страницу
Библиотека
Услуги
Заказать
Предложение о сотрудничестве
Свяжитесь с нами
Карта сайта

Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения

Психология. статья

Н.В. АНТОНОВА

В связи с преобразованиями, происходящими в российском обществе, перед социальной психологией встает ряд новых задач, связанных с осмыслением проблемы человека в условиях социальной нестабильности. Актуализируется интерес к социально-психологическим проблемам, ранее находившимся на периферии научного анализа. Одной из таких проблем является проблема идентичности личности. Для периода социальной нестабильности характерны такие явления, как ломка социальных стереотипов, изменение системы ценностей, размывание социально-ролевой структуры общества. Все эти факторы обусловливают возникновение кризиса идентичности, и, хотя глубокий кризис - достояние далеко не всех, те или иные проблемы, связанные с поиском идентичности, встают практически перед каждым. Особенно уязвимы в этом плане люди, принадлежащие к социальным группам, статус которых резко изменился (учителя, инженеры, военные и т.д.).
Несмотря на появление отдельных работ по проблеме идентичности наличие многообразных подходов к ее исследованию и терминологическая неопределенность осложняют задачу создания целостной концепции идентичности [6]. Мы попытались синтезировать различные теоретические подходы с целью построения концептуальной модели эмпирического исследования данного феномена.

Были проанализированы следующие теоретические подходы к исследованию идентичности: 1) теория Э.Эриксона и ее развитие [12], [14], [18], [21]; 2) теория Я Дж.Мида и ее развитие [15]-[17], [19]; 3) когнитивное направление [13], [20]. В результате анализа данных подходов к исследованию идентичности мы пришли к выводу, что они не противоречат, а, скорее, дополняют друг друга, выделяя в качестве предмета исследования разные стороны феномена идентичности. Это послужило основанием для их интеграции и выделения общих оснований интерпретации проблемы идентичности.
Исходя из тесной связи между идентичностью и общением, мы предположили, что изучение идентичности педагога следует вести не изолированно, но в контексте ее связи с общением, имея в виду общение с наиболее значимым партнером - учеником.

Проведенное исследование базируется на представлении об идентичности как о динамической гипотетической структуре, связанной с биологическим и социальным контекстом жизни человека. Элементами данной структуры являются самоопределения, т.е. принятые человеком суждения относительно себя и своей жизни. Каждый элемент идентичности существует в пространстве трех измерений (рис. 1): 1) содержательное измерение - описываемая сфера жизни; 2) оценочное измерение - оценка человеком данного содержания; 3) временное измерение - существование элемента идентичности в субъективном времени личности.
Два аспекта идентичности - личностный, т.е. определение себя в терминах личностных качеств, и социальный, т.е. определение себя в терминах группового членства, - являются онтогенетически и структурно взаимосвязанными: они объединяются в содержательном измерении. Они также могут рассматриваться как фазы развития идентичности: социальный аспект онтогенетически первичен по отношению к личностному.
психология Структура идентичности развивается за счет ассимиляции и аккомодации новых элементов или переоценки существующих на протяжении всей жизни. Возможно выделение двух основных состояний идентичности: диффузной идентичности и достигнутой. Переход от одного состояния к другому осуществляется через преодоление кризиса идентичности. Объективно кризис можно определить как несоответствие сложившейся к данному моменту структуры идентичности изменившемуся контексту ее существования. Субъективно же кризис может переживаться как состояние поиска новых возможностей и решения проблем (конструктивный кризис) или как состояние неверия в себя и свое будущее, депрессии (деструктивный кризис).

---------------------------------------------------------------------

Вы можете скачать список книг, учебников, диссертаций, дипломов, курсовых работ и других материалов имеющихся в библиотеке в RAR архиве (WinRAR версии 3.0 и выше) или в ZIP архиве. Если у Вас есть вопросы, предложения, пожелания, обращайтесь на наш адрес электронной почты.
По возможным техническим проблемам обращайтесь в службу техподдержки.

назад заказать наверх

Copyright Психология, статьи по психологии Edubib.ru ©

Rambler's Top100 Rambler's Top100       Готовые