психология статьи по психологии
На главную страницу
Библиотека
Услуги
Заказать
Предложение о сотрудничестве
Свяжитесь с нами
Карта сайта

Динамика формирования психофизических шкал у школьников

Психология. статья

И. В. АУГЕНБЕРГ

В последнее время в психологии и психофизиологии среди методов исследования нашли широкое применение методы психофизического (субъективного) шкалирования. Эти методы (интервальные, методы группировки, оценки, кросс-модального подбора и т.п.) дают информацию о количественной связи между физическими параметрами сенсорных раздражителей и соответствующими им субъективными (психическими) величинами (ощущением и восприятием). Ввиду невозможности непосредственного измерения психических величин, ряд методов психофизического шкалирования предусматривает использование численной шкалы для их внешнего выражения. Например, метод оценки величины, который использовался в настоящей работе, состоит в непосредственной численной оценке определенного параметра стимула (длины, веса, размера и т.п.). Оценка может даваться испытуемым как в абсолютным единицах, например сантиметрах, миллиметрах, так и в относительных единицах (при условии предъявления некоторого стандарта). Многочисленными исследованиями было установлено, что между физической величиной стимула S и ее субъективной (численной) оценкой R существует степенная (или двойная логарифмическая) связь типа:

R=kS n,

где k — константа? п — показатель степени, принимающий значения от 0,33 до 3,5 для стимулов разных сенсорных модальностей [17]. Степенная психофизическая функция, иначе называемая функцией (законом) Стивенса, определяет, что при восприятии некоторой совокупности сенсорных стимулов субъект оценивает не абсолютные значения одиночных сигналов и не разницу между ними, а величину отношения между стимулами, трансформирующуюся в субъективном восприятии в величину отношения между ощущениями:

log(Ri/Rj)=n log(Si/Sj)+log k.

---------------------------------------------------------------------

Вы можете скачать список книг, учебников, диссертаций, дипломов, курсовых работ и других материалов имеющихся в библиотеке в RAR архиве (WinRAR версии 3.0 и выше) или в ZIP архиве. Если у Вас есть вопросы, предложения, пожелания, обращайтесь на наш адрес электронной почты.
По возможным техническим проблемам обращайтесь в службу техподдержки.

назад заказать наверх

Copyright Психология, статьи по психологии Edubib.ru ©

Rambler's Top100 Rambler's Top100       Готовые