психология статьи по психологии
На главную страницу
Библиотека
Услуги
Заказать
Предложение о сотрудничестве
Свяжитесь с нами
Карта сайта

Особенности половой идентичности подростков

Психология. статья

И.В. Романов

Современные исследования половой идентичности указывают на сложный характер этого личностного образования. Оно рассматривается прежде всего как осознание и переживание индивидом позиции Я по отношению к неким образам-эталонам пола [3]. Показано, что низкая дифференцированность половых эталонов снижает влияние половой идентичности как механизма, влияющего на поведение, выбор ценностей и т.д. [4], [5]. Исследования по возрастной динамике половой идентичности свидетельствуют о наличии двух кризисов в ее развитии, один из которых приходится на 3—5 лет, а второй — на подростковый возраст [1]. Однако при анализе литературы обращают на себя внимания некоторые моменты, проработка которых явно недостаточна:

большинство работ посвящено процессу половой идентификации дошкольника и младшего школьника; подростковый возраст в этом отношении оказывается значительно менее изученным; неявно предполагается, что специфика пола проявляется прежде всего в содержании его эталонов, и гораздо меньше внимания уделяется в этом отношений структурным и динамическим аспектам половой идентичности; половая идентичность в подростковом возрасте, несмотря на признание кризисного характера ее развития на этом этапе, предстает в литературе как относительно стабильное образование; сегодня практически отсутствуют комплексные психолого-педагогические системы, в которых развитие половой идентичности рассматривалось бы в качестве основной цели.

В связи с этим нами было проведено исследование с целью изучения возрастных и индивидуальных особенностей становления половой идентичности и возрастной динамики ее развития у мальчиков и девочек на протяжении периода с 11 до 14 лет.
В основу работы легли представления о половой идентичности как об одном из видов личностной идентичности. Половая идентичность рассматривается как внутренняя динамичная структура, интегрирующая отдельные стороны личности, связанные с осознанием и переживанием себя как представителя определенного пола, в единое целое без потери их своеобразия.

Операциональная модель половой идентичности строилась на основе психосемантической парадигмы. В ее рамках моделью сознания являются семантические (смысловые) пространства [2]. В качестве элементов идентичности выступают образы-эталоны, отражающие специфику пола и возраста: "большинство мужчин" (БР4), "большинство женщин" (БЖ), "большинство мальчиков" (БМч), "большинство девочек" (БД), "Я, каким(ой) хотел(а) быть" (Я-идеальное — Я и), Я.
Содержательный аспект половой идентичности связан с качественными характеристиками этих образов-эталонов, структурный — с их взаимоотношениями между собой (отражением которых является их расстояние в семантическом пространстве), а динамический — с изменением этих отношений с течением времени. В данной работе исследовались структурный и динамический аспекты половой идентичности.
Как в любом сложном психологическом образовании, в половой идентичности выделяются три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. В нашу операциональную модель половой идентичности вошли два: когнитивный и эмоциональный.

Близость образов-эталонов в смысловом пространстве расценивалась как идентичность их для испытуемого. Близость образа Я к другому образу-эталону — как идентификация испытуемого с этим образом. В рамках эмоционального компонента отражением близости образов-эталонов выступала близость эмоционального отношения к ним у испытуемого; в рамках когнитивного — степень их похожести по субъективно значимым для испытуемого вербализованным критериям.

В нашей операциональной модели выделяются позитивная половая идентичность и отклонения от нее. Под позитивной половой идентичностью понимается такая конфигурация элементов идентичности, которая обеспечивает человеку эмоциональное благополучие, высокий уровень самопринятия и оценки со стороны общества.

---------------------------------------------------------------------

Вы можете скачать список книг, учебников, диссертаций, дипломов, курсовых работ и других материалов имеющихся в библиотеке в RAR архиве (WinRAR версии 3.0 и выше) или в ZIP архиве. Если у Вас есть вопросы, предложения, пожелания, обращайтесь на наш адрес электронной почты.
По возможным техническим проблемам обращайтесь в службу техподдержки.

назад заказать наверх

Copyright Психология, статьи по психологии Edubib.ru ©

Rambler's Top100 Rambler's Top100       Готовые