психология статьи по психологии
На главную страницу
Библиотека
Услуги
Заказать
Предложение о сотрудничестве
Свяжитесь с нами
Карта сайта

Модифицированная техника анализа ранних воспоминаний личности

Психология, статья по психологии

Е.Н. ИСПОЛАТОВА, Т.П. НИКОЛАЕВА
Обобщение психотерапевтической практики показывает распространенность состояний, которые можно определить как переживание эмоциональной депривации. Личные психологические проблемы и затруднения клиента, как правило, не просто проецируются на его отношения с окружающими, но и выражают суть этих отношений. По нашему мнению, это положение, вероятно в силу своей очевидности, в практике психотерапии и психокоррекции используется недостаточно.
Нас заинтересовали возможности нетрадиционного использования метода анализа ранних воспоминаний А. Адлера как диагностического средства определения проблемных состояний клиента, связанных с нарушениями отношений с близкими людьми, и терапевтической процедуры, направленной на их ослабление и преодоление. В настоящей статье данный метод анализируется как средство сбора информации об указанных состояниях.

Отношения личности, являясь обобщенным результатом субъективно переживаемого опыта общения с окружающими, значимыми людьми, образуют основу соответствующих личностных структур. Они проявляются в типичных способах межличностного взаимодействия, регулируют привычные формы поведения, трансформируются в индивидуально-своеобразные видение мира и мироощущения, определяя в конечном счете представления о прошлом и будущем, а также о жизненных трудностях и способах их преодоления.
Уместно предположить, что ранние детские воспоминания презентируют интрапсихическую систему отношений и являются моделью межличностных отношений настоящего.
Основой метода анализа ранних воспоминаний является положение З. Фрейда о том, что "так называемые детские воспоминания представляют собой не настоящий след давних впечатлений, а его позднейшую обработку, подвергшуюся воздействию различных психических сил более позднего времени" [6; 220].

По мнению З. Фрейда, ранние детские воспоминания человека содержат множество реальных и фантазматических элементов и приобретают значение, как правило, маскирующих воспоминаний, характеризующихся одновременно и особой ясностью, и очевидной незначительностью содержания. З. Фрейд проводит аналогию между ними и "детскими воспоминаниями народов, закрепленными в сказаниях и мифах", представляющими, несмотря на все искажения и превратности толкования, реальное прошлое [11]. Психоанализ уделяет большое внимание детским воспоминаниям, поскольку они "содержат в себе не только некоторые существенные элементы детства, но вообще все, что было в нем существенного. Вопрос лишь в том, как извлечь это с помощью анализа" [2; 113].

Отчасти поэтому А. Адлер считал анализ ранних воспоминаний главным методом исследования личности, придавая особое значение самому раннему воспоминанию как началу автобиографии, которую человек создает. По мнению А. Адлера, в самом раннем воспоминании находят выражение базисные жизненные установки человека, основные жизненные трудности и способ их преодоления, "содержится фундаментальная оценка человеком самого себя и своего положения" [6]. В общепринятой схеме анализа ранних воспоминаний на основе смысловых и вербальных особенностей воспоминания делаются выводы относительно социальной адаптации исследуемого. Результатом анализа ранних детских воспоминаний является положение А. Адлера о "жизненном стиле личности" [4]. В индивидуальной психологии под таковым принято понимать свойственную человеку концепцию жизни (значение, которое человек придает миру и самому себе, направленности своих устремлений) и выработанные им паттерны поведения (привычки, подходы к решению жизненных проблем).

Смысловыми элементами анализа служат сам ребенок, то, что он делает, чувствует, и присутствие близких или посторонних для исследуемого людей, особенности взаимодействия между ними: распространяет ли ребенок на них свой интерес или, наоборот, сосредоточен на себе. В частности, о хорошей социальной адаптации исследуемого может свидетельствовать присутствие в его ранних воспоминаниях посторонних людей, на которых распространяется его интерес [4], [5].

У А. Адлера нет четко описанной процедуры анализа ранних воспоминаний, выводы делаются на основе интуитивно-качественного их анализа, поэтому одни и те же смысловые элементы в зависимости от контекста могут выступать показателями как благополучной, так и неблагоприятной социальной адаптации. Впоследствии были разработаны и широко применяются за рубежом системы количественной оценки содержания различных смысловых элементов ранних воспоминаний, позволяющие делать выводы о психологических особенностях групп.
Качественно иным представляется подход к исследованию ранних воспоминаний, основанный на диагностике невербального (в частности, проксемического) поведения и паралингвистических параметров, а через них - выявление и эмоционально значимых, и проблемных отношений и переживаний.

Одним из показателей проксемического поведения можно рассматривать организацию психологического пространства: его насыщенность, выбор субъектом положения в пространстве относительно другого лица или группы лиц и т.д. Проявления проксемического поведения можно наблюдать как в реальной ситуации, так и при символическом моделировании реальной жизненной ситуации (например, тесты с фигурами, в гештальттерапии - эксперимент со стульями), а также в проективных методах исследования (тесты "Рисунок семьи", ЦТО [3]).

Пространственные измерения используются также и для описания техники переживания [1]. Выделен ряд показателей "пространственных" измерений процесса переживаний: "направление" отождествляется с механизмами отреагирования и переключения, "расширение - сужение психологического пространства" определяет поле личности, в котором закрепляется положительный и отрицательный опыт переживания событий, преобладание того или иного опыта, "размыкание - замыкание психологического пространства", в котором находит отражение активность личности по возведению или преодолению барьеров в межличностных отношениях, "расстояния" - параметр, который может служить средством диагностики отдаления или сближения с близкими людьми, диагностики защитных механизмов и т.д. [1].

Мы полагаем, что анализ ранних воспоминаний с позиций исследования пространственных и паралингвистических параметров снижает фактор произвольности их интерпретации, позволяет делать формализуемые выводы как об особенностях взаимодействия, подходах к решению жизненных проблем, степени социальной адаптации/дезадаптации, независимо от того, вербализуются они автором ранних воспоминаний или нет, так и о значащих переживаниях эмоциональной депривации.

В работе с 42 клиентами Нижегородского Центра социально-психологической помощи, обратившимися в Центр за помощью в разрешении психологических проблем, нами применялся метод анализа документированных ранних воспоминаний с выделением ряда параметров проксемического поведения главного персонажа ранних воспоминаний. Результаты сопоставлялись с данными непосредственного наблюдения за спонтанным поведением клиентов на приеме, в психотерапевтической группе, с данными символического моделирования реальной ситуации в ходе индивидуального эксперимента со "стульями" и с информацией о состоянии отношений со значимыми людьми, полученной клинико-анамнестическим методом и методом визуализации ранних воспоминаний.
Постоянство, с которым клиенты воспроизводят некоторую проксемическую модель отношений в общении со значимыми другими в жизни, в психотерапевтической группе, в экспериментах со "стульями", а также в ранних воспоминаниях, дает возможность предположить наличие интрапсихической модели отношений, которая "материализуется" во внешних проявлениях взаимодействия с окружающими в единственно возможном варианте.

Основываясь на этом предположении, описанную в ранних воспоминаниях сцену можно рассматривать как символическую модель интериоризированной системы отношений с социально заданными объектами, усвоенных психотехнических приемов, используемых как на интрапсихическом уровне, так и во внешне выраженных формах поведения личности в реальной ситуации. Ранние воспоминания как символическая модель межличностных отношений отражают индивидуальные особенности взаимодействия, коммуникативные затруднения, способы их разрешения, характер эмоционального реагирования, эмоциональных состояний как в прошлом, так и в настоящем. Это позволяет не только использовать анализ ранних воспоминаний как диагностический метод исследования состояния межличностных отношений, особенностей интрапсихической организации личности и ее динамики, но и работать с ранними воспоминаниями как с моделью в различных психотерапевтических техниках с целью коррекции нарушений.

---------------------------------------------------------------------

Вы можете скачать список книг, учебников, диссертаций, дипломов, курсовых работ и других материалов имеющихся в библиотеке в RAR архиве (WinRAR версии 3.0 и выше) или в ZIP архиве. Если у Вас есть вопросы, предложения, пожелания, обращайтесь на наш адрес электронной почты.
По возможным техническим проблемам обращайтесь в службу техподдержки.

назад заказать наверх

Copyright Психология, статьи по психологии Edubib.ru ©

Rambler's Top100 Rambler's Top100       Готовые