психология статьи по психологии
На главную страницу
Библиотека
Услуги
Заказать
Предложение о сотрудничестве
Свяжитесь с нами
Карта сайта

Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция

Психология, статья по психологии

В.И. ЧИРКОВ
Любая деятельность человека протекает в определенном социальном окружении при взаимодействии с другими людьми. Это может быть семья, детский сад, школа, работа. Насколько межличностные отношения, существующие между людьми, влияют на характер их мотивационных состояний? Какие особенности этих отношений оказывают наибольшее влияние на мотивацию? Сказываются ли индивидуальные особенности взаимодействующих людей на особенности протекания различных мотивационных состояний? Вот вопросы, на которые мы хотим дать ответы в данном сообщении.
В соответствии с положением о различном функциональном значении внешних стимулов была высказана идея [7] о том, что социальный контекст, в котором действует личность, и межличностные отношения, составляющие его основное содержание, также могут быть контролирующими или информирующими (поддерживающими автономность).
В школе, например, если для учителя характерен контролирующий стиль, то, скорее всего, это вызовет у учеников падение внутреннего интереса к учебе со всеми вытекающими последствиями. Учитель же, ориентированный на поддержание автономности у детей, будет усиливать их внутреннюю мотивацию, самоуважение и тенденцию к компетентности. Эти гипотезы были проверены в полевом исследовании [7].
Были обследованы 610 детей из 36 классов с IV по VI (9—11 лет). Измерение зависимых переменных — внутренней мотивации и самоуважения детей — производилось в начале и конце учебного года. В середине учебного года были измерены: ориентация учителей на контроль или автономность, а также оценка детьми психологического климата в классе с точки зрения поддержки-подавления автономности.
Кратко опишем измерительные инструменты, которые использовались в исследовании.
Шкала выраженности чувства компетентности у детей (Perceived Competence Scale for Children) [13]. Шкала имеет три субшкалы компетентности (когнитивной, социальной и физической) и субшкалу общей эффективности и чувства собственной ценности (всего 28 пунктов). Каждый пункт содержит два противоположных утверждения типа: «Некоторые дети считают, что они поступают правильно»;
«Другие дети хотели бы изменить свое поведение». Школьников спрашивали, к какой группе они себя относят.

Шкала внутренней/внешней ориентации в классе (Scale of intrinsic versus extrinsic orientation in the classroom) [12] направлена на оценку преобладания внешней или внутренней ориентации учащегося по отношению к учебе. Она содержит три субшкалы по оценке мотивационного компонента: предпочтение более трудных или более легких заданий, учеба ради удовлетворения любознательности или ради того, чтобы угодить учителю, и независимость в занятиях или необходимость в помощи со стороны учителя. Оценочный компонент шкалы имеет два параметра: способность к самостоятельной оценке или необходимость в оценке учителя и наличие внутреннего или внешнего критерия для оценки успеха/неудачи. Внутренняя ориентация по отношению к учебе характеризуется предпочтением трудных заданий, учением ради любознательности, независимостью в учебе и оценкой на основе внутренних эталонов. Каждая субшкала содержит пять пунктов с двумя противоположными по значению утверждениями. Каждое утверждение было проранжировано по четырехбалльной шкале: 1 — скорее внешняя ориентация, 4 — скорее внутренняя ориентация.

Опросник по оценке климата в классе (Classroom climate questionnaire) [5] направлен на оценку у учащихся того, насколько учитель и процедура урока способствуют внутренней мотивации учения. Он имеет шесть параметров: 1) самостоятельная постановка целей, 2) организация деятельности по достижению цели, 3) адекватная оценка трудностей и собственных возможностей, 4) чувство ответственности за свои действия и их последствия, 5) уверенность в своих силах, 6) чувство контроля над учебной ситуацией. Каждый параметр представлен четырьмя пунктами, имевшими разный вес. Чем выше балл, тем сильнее данный пункт отражает внутреннюю мотивированность.

Статья подготовлена по грантам Американского совета преподавателей русского языка и литературы и Американского совета по сотрудничеству в области образования и изучения языков.
При подготовке статьи использованы материалы, предоставленные сотрудниками Роче-стерского университета, США, ЭЛ. Диси и P.M. Руаяном.

---------------------------------------------------------------------

Вы можете скачать список книг, учебников, диссертаций, дипломов, курсовых работ и других материалов имеющихся в библиотеке в RAR архиве (WinRAR версии 3.0 и выше) или в ZIP архиве. Если у Вас есть вопросы, предложения, пожелания, обращайтесь на наш адрес электронной почты.
По возможным техническим проблемам обращайтесь в службу техподдержки.

назад заказать наверх

Copyright Психология, статьи по психологии Edubib.ru ©

Rambler's Top100 Rambler's Top100       Готовые