психология статьи по психологии
На главную страницу
Библиотека
Услуги
Заказать
Предложение о сотрудничестве
Свяжитесь с нами
Карта сайта

Роль мотивации и стимуляции в формировании структур интегральной индивидуальности

Психология, статья по психологии

В.В. БЕЛОУС, Т.В. КОПАНЬ
Проблема соотношения стимуляции и мотивации имеет давнюю историю и уходит своими корнями в механистический принцип Я – К. В дальнейшем обнаружилось, что человеческое поведение нельзя трактовать как идентичный слепок внешнего воздействия. Так, К.А. Абульханова-Славская убедительно показала, что “подсказка” (вспомогательная задача) срабатывает лишь тогда, когда испытуемый существенно погружается в решение основной задачи [1]. Л.А. Венгер установил несоответствие между теоретической деятельностью дошкольников и возрастными особенностями детского интеллекта [5]. Л.В. Мищенко выявила высокую общность в структурах интегральной индивидуальности у высокомотивированных студентов 1 курса разных профилей [12].
Имеются и другие экспериментальные факты. По методике поэтапного формирования умственных действий удалось неуспевающих школьников поднять до уровня удовлетворительной аттестации [6]. В упомянутом выше исследовании Л.В. Мищенко у высокомотивированных студентов 1У курса разного профиля наблюдаются разные структуры интегральной индивидуальности.
Мы полагаем, что решить поставленную проблему можно путем специально организованного экспериментального исследования, учитывающего помимо высокомотивированных и группу низкомотивированных представителей разных социальных групп. Именно такой путь преодоления противоречия в понимании единства мотивации и стимуляции в рамках теории интегральной индивидуальности был осуществлен нами на примере исследования городских и сельских школьников с высокой и низкой мотивацией достижения успеха.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Исследование проводилось в 1993 – 1994 гг. в г. Буденновске Ставропольского края в средних школах № 5 и № 7; в селе Курское Ставропольского края в средней школе № 2. Первоначально в эксперименте приняло участие 190 человек. Из них городских школьников – 20, сельских – 70 человек. Возраст испытуемых составлял 13 – 15 лет. Экспериментальная работа проводилась в два этапа. На первом этапе диагностировалась у всех школьников степень выраженности мотивации достижения успеха. На втором этапе исследовались разноуровневые свойства интегральной индивидуальности: психодинамический уровень, ипи первичные свойства индивида, вторичные свойства индивида (качественные особенности психических процессов), личностный уровень и уровень метаиндивидуальности. Окончательное количество испытуемых составило 99 человек: в городской выборке – 59 человек, в сельской – 40.
Статистическая обработка экспериментального материала осуществлялась на основе корреляционного и факторного (центроидный метод Л. Тэрстоуна) анализа по программе “АХЯТАТ” из пакета прикладных программ “Многомерный статистический анализ” (Ялта, 1989 г.).

---------------------------------------------------------------------

Вы можете скачать список книг, учебников, диссертаций, дипломов, курсовых работ и других материалов имеющихся в библиотеке в RAR архиве (WinRAR версии 3.0 и выше) или в ZIP архиве. Если у Вас есть вопросы, предложения, пожелания, обращайтесь на наш адрес электронной почты.
По возможным техническим проблемам обращайтесь в службу техподдержки.

назад заказать наверх

Copyright Психология, статьи по психологии Edubib.ru ©

Rambler's Top100 Rambler's Top100       Готовые