психология статьи по психологии
На главную страницу
Библиотека
Услуги
Заказать
Предложение о сотрудничестве
Свяжитесь с нами
Карта сайта

Упражнения для развития взаимосвязей образно-пространственного и вербального мышления

Психология, статья по психологии

Е.В. ЗАИКА
В различных вариантах игрового тренинга познавательных процессов у школьников упор обычно делается на развитие вербального мышления [1 – 3]. Это вполне правомерно, поскольку, во-первых, основная часть усваиваемого учебного материала представлена в вербальной форме и, во-вторых, недостаточное развитие именно вербального мышления создает наибольшие трудности для усвоения учащимися школьной программы. Вместе с тем немалую роль в обучении играет и образно-пространственное мышление, особенно при усвоении знаний и умений по геометрии, географии и черчению, и нередко именно его недостаточное развитие препятствует Полноценному усвоению учебного материала школьниками.

Предлагаемый ниже комплекс упражнений, выполняемых в форме игр и развлечений, направлен на формирование образно-пространственного мышления в его постоянном диалоге, непрерывном взаимодействии и взаимопереходах с вербальным. Такое взаимодействие обеспечивается тем, что ребенок, выполняя различные образно-пространственные преобразования во внутреннем плане действия, все время вынужден оперировать вербальной (цифровой и словесной) информацией, выступающей основой для пространственных перемещений и фиксации их промежуточных и конечных результатов.

Чрезвычайная ценность такого рода упражнений обусловлена не только их ролью в формировании образно- пространственного мышления и его взаимосвязи с вербальным, но и тем, что на психофизиологическом уровне они способствуют развитию взаимодействия и координации в работе двух полушарий коры головного мозга: левого (преимущественно вербального) и правого (преимущественно образно-пространственного) [4]. Организация такого межполушарного взаимодействия (достигаемая тем, что ученик упражняется в выполнении заданий, требующих постоянного совмещения или чередования в микро интервалах времени операций, осуществляемых то одним, то другим полушарием) приводит к тому, что у ребенка не только формируются функции правого полушария (что важно само по себе, так как их развитию при традиционном школьном обучении не уделяется должного Внимания [5], [6]), но и сразу же налаживается эффективный контакт обоих полушарий, способность к быстрому и устойчивому обмену информацией между ними. Показательно, что при выполнении именно такого типа заданий у испытуемых отмечается, по данным ЭЭГ, одновременная активизация функционирования многочисленных участков коры и левого, и правого полушарий [4].

Упражнения проводятся с группой из 3 – 6 человек. Первоначально все задания излагаются и выполняются во внешней, материальной или материализованной форме (ребята записывают условия заданий, зарисовывают все выполняемые преобразования и при выполнении последующих действий опираются на зафиксированные ими в наглядной форме результаты предыдущих). Затем по мере освоения и сокращения этих внешних действий постепенно вводится требование выполнять их строго во внутреннем плане действия, в уме, причем сначала – с опорой на зрительно воспринимаемые некоторые элементы условий задач (цифры, буквы, оси координат и пр.), а потом и без них. Подчеркнем, что основную ценность представляют задания, выполняемые сугубо во внутреннем плане, так как именно они дают наибольший развивающий эффект. Однако в случаях затруднений выполнения заданий в уме они тут же переводятся во внешний план и на нем разбираются и корректируются все допущенные ошибки. Игры проводятся в занимательной форме с включением элементов соревновательности (см. [1], [2]).

Перемещения на плоскости. Зачитывается ряд из 4 – 6 цифр, например: 5, 6, 8, 9, 4, 7. Эти цифры обозначают количество шагов (или метров), на которые перемещается некоторое воображаемое лицо, двигаясь от фиксированной исходной точки в последовательности: вперед – вправо – назад – влево – вперед – вправо и т.д. (рис. 1). Такие перемещения надо совершать мысленно, стараясь как можно точнее учитывать длину каждого отрезка и соотношения между ними. При этом и названные цифры, и промежуточные конфигурации отрезков удерживаются в памяти. Ответ дается в виде рисунка двух точек: исходной и конечной, с точным соблюдением масштаба места положения конечной точки относительно исходной. Правильность ответа определяется через сопоставление с эталоном, тут же вычерчиваемым самими детьми в форме внешних действий. Победитель – тот, кто указал расположение точек, наиболее близкое к эталонному.

---------------------------------------------------------------------

Вы можете скачать список книг, учебников, диссертаций, дипломов, курсовых работ и других материалов имеющихся в библиотеке в RAR архиве (WinRAR версии 3.0 и выше) или в ZIP архиве. Если у Вас есть вопросы, предложения, пожелания, обращайтесь на наш адрес электронной почты.
По возможным техническим проблемам обращайтесь в службу техподдержки.

назад заказать наверх

Copyright Психология, статьи по психологии Edubib.ru ©

Rambler's Top100 Rambler's Top100       Готовые